Пятница
17.05.2024
13:33
Категории каталога
Статьи [6]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 31
МОУ СОШ с.Старое Дубовое
Главная » Статьи » Статьи

«Воспитание как процесс управления развитием личности»
Выступление на тему : (Слайд 1)
«Воспитание как процесс управления развитием личности»

(Слайд 2)Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием,-
это творение будущего…
В.А. Сухомлинский.
Одним из важнейших направлений модернизации российского образова¬ния является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Наша школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно ориен¬тированного образования и воспита¬ния, которые направлены на выращи¬вание в каждом ученике развитой самостоятельной личности. Перед образовательным учреждением поставлены следующие за¬дачи(Слайд 3)
- выявлять наиболее одаренных в учении детей и предоставлять широ¬кое и глубокое образование;
- развивать личность и реализовывать творческие интересы и способно¬сти учащихся в максимально благоприятных условиях организации образовательно-воспитательного процесса;
- проводить всестороннее, глубокое изучение личности учащихся и соз¬давать максимально благоприятные условия для реализации ее твор¬ческого потенциала в социуме;
- создать условия для наработки собственного методического и практи¬ческого опыта обучения и воспитания с целью его переноса на другие школы;
- создать базу для подготовки специалистов для работы на предприяти¬ях региона, начиная со старших классов, т. е. ориентировать учебный процесс на подготовку выпускников к поступлению в вузы
Педагогический коллектив школы понимает под воспитанием процесс управления развитием личности и формирование у нее социаль¬но-ценных привычек. (Слайд 4)
Цель воспитания: раскрытие, развитие и реализация творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях органи¬зации учебно-воспитательного процесса, т.е– воспитание личности, способной строить жизнь, достойную человека.
Данная цель носит общий характер и приобретает реальный, когда разбивается на ряд конкретных задач. Для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность выпускника школы как конечный продукт воспитательной деятельности школы. Мы полагаем, что образ выпускника может складываться из пяти потенциалов личности школьника: познавательного, нравственного, коммуникативного, художественного и физического.
Из этого вытекают задачи воспитания: (Слайд 5)
- Объединение учебно-воспитательной деятельности с другими общест¬венными институтами, предприятиями и организациями.
- Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жиз¬ни, общества и человеческих отношений.
- Развитие самосознания и самовоспитания.
- Приобщение к ведущим ценностям своего народа, воспита¬ние гражданственности.
- Развитие потребности в здоровом образе жизни.
- Гармонизация отношений в общешкольном коллективе.
- Нравственная подготовка к семейной жизни.
- Формирование эстетического отношения детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
- Развитие общественной активности учащихся, воспитание у них сознательного отношения к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Эффективность реализации данных задач может быть обеспечена на основе личностно-ориентированного подхода. Суть личностно ориентированного подхода в том, чтобы через значимую для самопознания ребенка деятельность пробудить интерес к своей личности, к своему развитию. Личностно ориентированные творческие дела отличаются добровольностью участию, акцентировкой авторства идей, предложений при совместном планировании, возможностью выбора ролей, поручений, форм объединения с другими участниками дела, совместным анализом значимости .Ш. А. Амонашвили писал: Слайд 6«нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».
Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпу¬скник образовательного учреждения должен обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, он должен вписаться в социальную среду.
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - это единый целостный процесс воспитания и обучения. Главное — удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности, не ска¬титься к учебным заботам, не ограничиться обучающими, информацион¬ными технологиями. Вот формула В.А. Сухомлинского: «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепен¬ного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие разносто¬ронних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе».
Мы исходим из того, что воспитательная работа воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сфе¬рах
(Слайд 7) в процессе обучения, во внеклассной образовательной сфере, во внеучебной. Для того чтобы воспитание приносило пользу и результат необходимо согласованное функционирование всех этих трех подсистем. Внеклассная образовательная и внеучебная деятельность при соответствующей орга¬низации становится поприщем творческого самоопределения, самореали¬зации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
Главным критерием оценки будет уровень развития личностных свойств, мировоззрения, устойчивость позна¬вательных интересов, владение способами познания.
Формы сотрудничества самые разные(Слайд 8): создание условий для до¬суга школьников, совместная деятельность в кружках, совместные экскурсии, туристические походы и путешествия, деятельность попечительского совета, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам. Органическое сочетание до¬суга (отдых, развлечения, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет решать проблему за¬нятости детей.
Обращение к личности ученика, стремление его понять, поиски вместе с ним самостоятельных решений, новых форм в работе - вот со¬ставляющие воспитательного процесса в нашей школе. Задачи на каждой ступени образования ставятся исходя из психолого-педагогических осо¬бенностей данного возраста.
Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют социум, семья. Семья ,как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом. На сегодняшний день .актуальное значение приобретает не только взаимодействие в нашем старом, традиционным понимании, сколько , а прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей. (Слайд 9)Изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитываем ее при организации УВР ,дополнительного образования, выборе на¬правления воспитательной работы. Регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информа¬цию с родительских собраний, результаты бесед с родителями.
Союз семьи и школы - это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к тру¬ду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.
Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социаль¬ной средой, поэтому мы постоянно выявляем воспитательный потенциал окружения, создаем единую воспитательную среду. Такая технология управления позволяет видеть все объекты и всех субъектов учебно-воспитательного процесса, видеть динамику развития
В профилактике антиобщественных проявлений в молодежной среде мы опираемся на взаимодействие с органами социальной защиты, правопорядка, труда и занятости.
Такое содружество расширяет сферу отношений учащихся, не замыкает старшеклассников в круг интересов только учебной деятельности.
Воспитание, будучи частью процесса социализации , приобретает сегодня исключительное значение для формирование личности(Слайд 10)Воспитание, как процесс педагогически управляемый, призвано помочь личности не быть поглощенной в мире социальных явлений(зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми, самим собой. Именно это стало определяющим в работе над программой развития воспитания «Я –гражданин России» на 2007-2011 гг». Отмечу , что приоритетным направлением ВР школы является гражданско-патриотическое.
Воспитательная программа «Я – гражданин России» создавалась как обобще¬ние и систематизация опыта воспита¬тельной работы педагогического коллектива с использова¬нием эффективных педагогических технологий. Основные идеи, нашедшие отраже¬ние в программе, можно сформулиро¬вать следующим образом: (Слайд 11)
- содержание программы соответ¬ствует интересам, потребностям, воз¬можностям возрастного и индивиду¬ального развития ребенка;
- программа ориентирована на вос¬питание людей порядочных, интелли¬гентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способ¬ных самостоятельно и творчески ре¬шать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.

В основу программы были положе¬ны следующие принципы и подходы: (Слайд 12)
-принцип природосообразности - надо принимать ребенка таким, каков он есть;
-принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
-принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
-деятельностный подход - в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
-личностно ориентированный под¬ход - уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отно¬шение к его мыслям, чувствам, ожида¬ниям;
-принцип гуманизма;
-принцип демократизма;
Воспитательная работа в рамках программы «Я _- гражданин России» осуществля¬ется по следующим направлениям: (Слайд 13)

-гражданско-патриотическое
-эколого-краеведческое,
-правовое,
- нравственное,
-физкультурно-оздоровительное,
- трудовое,
- художественно-эстетическое,
- семья.


(Слайд 14) Ожидаемые результаты.

Воспитание – процесс сложный, интересный и многогранный. От того, какой будет Личность, которая выйдет из стен школы, зависит будущее страны , и это не громкие слова. Общество ставит перед педагогами задачу- воспитать человека.
Для оценки результативности вос¬питательной программы «Я – гражданин России» определены следующие критерии и показатели ее эффектив¬ности:
1) уровень воспитанности учащих¬ся - продвижение личности в своем развитии (успешность в учении и тру¬де; отношение к обществу, людям, окружающему миру, самому себе);
2) уровень развития коллектива;
3) удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью клас¬сного коллектива - мерило степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучие жизни в классе и школе.
Оценивая эффективность воспита¬тельной программы по данным крите¬риям в 2007-2008 учебном году можно констатировать следу¬ющее: (Слайд 15)
- у детей преобладает положитель¬ная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном и школьном коллективах защищено и комфортно;
- более заметными стали успехи учащихся в районных олимпиадах,
смотрах и конкурсах;
- большинство родителей удовле¬творены результатами обучения и вос¬питания своих детей, их положением в классном и школьном коллективах.
Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно стро¬ить воспитательную работу, сосредото¬чивать усилия на решении наиболее важных проблем, со¬гласовывать устремления и действия каждого участника УВП.
Воспитывать, сложнее, чем обучать., процесс воспитания длителен и трудоемок. Но , несомненно, нет труда благороднее, ответственнее, чем труд воспитателя. Педагогическая деятельность требует особого профессионализма, ибо предметом её является самое дорогое и ценное – личность человека. «Качество воспитания души ребенка зависит от качества души педагога» ( Н.Е. Щуркова).(Слайд 16)
А закончить свое выступление мне бы хотелось прекрасным стихотворением Ф. И. Тютчева.

Категория: Статьи | Добавил: директор (08.02.2011)
Просмотров: 5100 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]