Пятница
17.05.2024
15:01
Категории каталога
Статьи [6]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 31
МОУ СОШ с.Старое Дубовое
Главная » Статьи » Статьи

Методика выполнения тестовых заданий, вынесенных на ЕГЭ по обществознанию
Эксперимент по переходу к ЕГЭ насчитывает уже 6 лет. Последние годы он включает и экзамен по обществознанию. За это время мы накопили определённый опыт работы. Попытаемся обобщить имеющийся опыт, поставив в центр внимания методы выполнения тестовых заданий всех типов и видов, включённых в ЕГЭ по обществознанию.
Данный вопрос возник не случайно. Оказалось, что старшеклассники чаще всего оперируют методом исключения. Другие методы, даже если и применяют неосознанно, назвать не могут.
Но прежде чем перейти к основному вопросу выступления, несколько слов о преимуществах тестирования.
1.Тестовый контроль знаний обеспечивает объективность оценок, которые в данном случае не зависят от субъективных установок преподавателя.
2.Тестирование позволяет оперативно оценить знания всех обучающихся.
3.Выполнение тестовых заданий позволяет старшекласснику объективно определить свой уровень знаний и даёт стимул к творческому подходу в изучении обществознания, к поиску верного ответа.
4.Точность, простота, доступность способствуют широкому применению тестирования.
5.В процессе решения тестовых заданий не только закрепляются имеющиеся знания, но и часто происходит получение новых.
6.Действия по решению тестовых заданий активизируют память, учат выделять главное, точно формулировать ответ, учат принимать решение.
7.При систематическом решении тестов обучающиеся овладевают такими методами познания, как сравнительный, причинно – следственный, метод аналогии; у них развивается логическое мышление, способности поиска оптимального варианта решения проблемы.
Итак, мы подошли к вопросу о методах выполнения тестовых заданий.
Попытаемся рассмотреть эти методы параллельно с характеристикой видов и типов тестовых заданий.
Для детального исследования вопроса возьмём задания части А
экзаменационной работы. Это задания с выбором ответа. По преобладающему виду работы с понятиями задания классифицируются следующим образом:
1.определение признака понятия
2.установление понятия по признаку
3.сравнение близких понятий
4.различение смыслов одного понятия
5.задания на выбор из двух суждений.
Все эти задания с выбором ответа по типу являются закрытыми: ответ дан, его не надо придумывать, его надо выбрать из 4-х предложенных равнопривлекательных вариантов.
Эти варианты называются дистракторами, а в некоторых пособиях – опциями.

Дистракторы – ответы, предложенные для выбора.
Опция – возможный правильный вариант ответа.
Опцион (optio – латынь, выбор, усмотрение) в гражданском праве – возможность выбора (обычно должником) способа выполнения альтернативного обязательства; право на выбор одного из нескольких предметов исполнения.
Итак, большинство закрытых заданий ЕГЭ по обществознанию предполагает оперирование основными понятиями курса. Понятия – это своеобразный «строительный материал», «кирпичи» любой науки, учебного предмета. Обществознание имеет свой язык, свои понятия. Они – основа обучения курсу. И не случайно при выполнении эссе по обществознанию необходимым условием является использование обществоведческих терминов.
Понятие характеризуется содержанием и объёмом.
Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. При этом выделяют наиболее существенные признаки. Их называют основными. Они составляют основу специфики изучаемого явления и фиксируются в определении понятия.
Объём понятия – то множество предметов, которые охватываются данным понятием. Есть широкие по объёму понятия: общество, культура, цивилизация, социальная норма. Признаки большинства таких понятий устанавливаются путём теоретического анализа и носят довольно абстрактный характер.
И есть частные понятия: индустриальное общество, западная цивилизация, моральная норма.
Возьмём примеры заданий первой группы, где требуется выбрать признак понятия из числа перечисленных:
Люмпены – это
1.наемные работники низшей квалификации.
2.вынужденные переселенцы из «горячих точек».
3.опустившиеся на самое «дно» выходцы из разных слоев
4.иностранная рабочая сила.
Все дистракторы указывают на некую особую группу, стоящую особняком к основной массе населения и занимающую по отношению к ней более низкую социальную позицию. Сделать выбор нелегко. Обучающимся надо вспомнить, что люмпены – не просто бедняки (учебник даёт перевод этого слова –« лохмотья»). Важнейшей характеристикой люмпенства является «выпадение» людей этого слоя из устойчивой социальной структуры, они асоциальны: не работают, не платят налоги, часто не имеют жилья.
Следующий пример:
Дефицит государственного бюджета – это
1.недостаток денежных средств в обороте
2.снижение налоговых поступлений
3.внешний долг государства
4.превышение расходов над доходами
Здесь обучающиеся могут спутать причины явления и его суть.
Такой тест:

Социализация личности – это
1.общение с окружающими
2.изменение социального статуса
3.усвоение накопленного людьми социального опыта
4.переход из одной социальной группы в другую.
В данном случае может быть назван первый вариант – но это способ, путь социализации.
Во всех приведённых примерах мы находим правильный ответ по определению признака предмета. Отметим это как метод решения задания.
Остановимся ещё на одном примере заданий первой группы.
Рыночная экономика характеризуется:
1.полной занятостью
2.слабым интересом к фундаментальным исследованиям
3.непрерывным экономическим подъёмом
4.бережным отношением к природным ресурсам
Надо припомнить признаки рынка: свободное ценообразование, экономическая самостоятельность производителей в решении вопросов «что» и «как» производить, направленность предпринимателей на снижение затрат и получение
прибыли, свободный и взаимовыгодный обмен. Видим, что у нас даны на выбор несущественные признаки. И тогда нам лучше проанализировать каждую из предложенных альтернатив и сделать правильный выбор.
Итак, - в условиях рынка отсутствует полная занятость, поскольку рынок труда подчиняется законам спроса и предложения, государство данный вопрос регулирует слабо;
- производители не стремятся к вложению капиталов в долгосрочные кредиты: это увеличивает риск потерь, отдаляет получение прибыли;
-экономическое развитие носит циклический характер, подъём сменяется спадом;
-производитель ставит целью получение прибыли и для него природные богатства лишь фактор производства, охрана же природы требует затрат.
Т. о., останавливаемся на опции 2. Частный бизнес заинтересован в научно – техническом прогрессе, т. к. нуждается в повышении производительности труда. Но ему не нужны затраты, которые пойдут на решение проблем всего общества.
При решении этого теста мы применили метод исключения. Отметим это и перейдём ко 2-ой группе тестовых заданий –
установление понятия по приведённому признаку.
Предоставление во временное пользование различных природных и имущественных объектов – это
1.подряд
2.аренда
3.ссуда
4.инвестиция
По сути, в задании дана исчерпывающая характеристика определяемого понятия. Подряд – организация экономических связей в строительстве на основе

договоров с заказчиками. Ссуда – предоставляемые взаймы средства. Инвестиция – долгосрочное вложение капитала в экономику.
Количество продукции, произведённое в единицу времени, определяет
1.производительность труда
2.интенсивность труда
3.трудовую занятость
4.издержки производства
Здесь близки дистракторы 1 и 2. Надо вспомнить, что производительность связана с эффективностью, а интенсивность – с напряжённостью. Использовали метод «по определению».
Что из перечисленного относится к исключительным признакам государства:
1.право на установление и сбор налогов
2.установление властных отношений
3.создание политических программ
4.формирование руководящих органов на основе выборов.
Каждый вариант характеризует государство, но нам надо выделить исключительный, только государству присущий признак.
Идём методом исключения: властные отношения могут быть и в семье, политические программы разрабатывают партии, они же формируют руководящие органы по результатам выборов. Остались налоги.

Среди заданий ЕГЭ немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений. Мы переходим к третьей группе заданий.
Нравственные нормы в отличие от правовых
1.возникли позднее
2.отражают сложившиеся в обществе представления о добре и зле
3.поддерживаются государством
4.являются способом регулирования общественных отношений
Здесь применима следующая последовательность действий:
1. Определяем исходное общее понятие. Это – «социальные нормы». Их предназначение – регулировать общественные отношения, поэтому отбрасываем вариант 4, не являющийся разделительным признаком.
2. Анализируем оставшиеся альтернативы, выявляем те, которые свойственны и морали, и праву, либо только праву. «Поддерживается государством» как раз относится только к праву.
3. Нам остались две альтернативы. Утверждение, что нравственные нормы появились позднее правовых, опровергается историческим опытом. Мораль была в догосударственный период. Право же появилось с возникновением государства.
4. Проверяем оставшийся вариант – «отражают сложившиеся в обществе представления о добре и зле». Нас спрашивают о нравственных нормах. Мы ответили верно.

Здесь больше метод сравнения. Хотя мы шли путем исключения и, конечно, применяли анализ.
Попытаемся сравнить близкие по многим признакам понятия.
Тест: При авторитарном режиме, в отличие от тоталитарного
1. руководит государством общенациональный лидер – вождь;
2. государство является главным институтом политической системы;
3. сохраняется значение традиционных институтов: церкви и армии;
4. правовые нормы поддерживаются государством.
Исходное общее понятие - «государство». Любое государство, независимо от режима, выступает главным институтом политической системы и поддерживает существующие в стране правовые нормы. Осталось два варианта – 1 и 3. Хотя вожди встречаются и в авторитарных государствах, больше свойственны тоталитарным режимам, где обожествляются, рушат церковную организацию, уничтожают старые государственные структуры,
в т. ч. и армию. Метод сравнения.

4- я группа – задания на различение смыслов одного понятия.
Мы уже отметили важность понятийной базы в изучении наук. Учёные и педагоги стремятся к точности понятий, их однозначности. Но в обществознании немало понятий, которые наделены различными смыслами. Так, государство – это система органов власти, а также страна как политико – географическое образование. Экономика – это производство, наука. Демократия – форма государственного устройства, разновидность общественного движения, принцип организации деятельности коллектива.
Чтобы определить смысл понятия в конкретном случае, надо знать основное значение данного понятия, правильно осмыслить контекст.
Обществом в широком смысле слова называют
1.исторически сложившуюся систему социальных отношений
2.весь окружающий человека мир
3.группу, в которой люди взаимодействуют друг с другом
4.непосредственное социальное окружение человека.
Школьники отмечают вариант 2, но весь мир – это и природная среда. Группа не является обществом в наиболее широком смысле слова. Здравый смысл подсказывает, что социальные процессы явно выпадают за границы непосредственного социального окружения человека. Остаётся 1-й ответ.
Возьмём другой пример.
В наиболее общем виде под культурой понимают
1.духовные потребности
2.все виды преобразовательной деятельности человека
3.достижения в сфере художественного творчества
4.уровень образованности людей.
Подведём итог. При выполнении заданий, требующих раскрыть наиболее широкий смысл понятия, следует отталкиваться от «объёма понятия». Поэтому при выборе правильного варианта ответа следует остановиться на том, который

вбирает в себя все остальные значения (за исключением тех положений, которые вообще выпадают из общего ряда).
И здесь мы вправе сказать, что применяем метод синтеза.

Коротко остановимся на 5 –ой группе заданий-
задания на выбор из двух суждений. Хотя такие задания включены в часть А, они относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Здесь надо не просто оперировать понятиями, необходимо применять логическое суждение, то есть устанавливать связь понятий.
Тест 1. Верны ли следующие суждения о функциях Центробанка:
А.Основной целью ЦБ является получение прибыли.
Б.Важнейшая задача ЦБ состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.
1.Верно только А. 2.Верно только Б.
3.Оба верны. 4.Оба неверны.

Тест 2. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве:
А.Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе отдельных групп населения к общественным благам.
Б.Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную фазу развития.
1,2,3,4.
В обоих случаях задания являются сравнимыми, то есть имеют общий предмет рассматривания: деятельность банка, социальное неравенство. Но в первом случае суждения несовместимы: прибыль и защита. Во втором примере суждения совместимы, т. е. не противоречат друг другу.
Подчеркнём: в паре противоречивых суждений, если одно верно, то второе обязательно ошибочно. Здесь в действие вступает логический закон противоречия: из двух противоречащих друг
другу высказываний одно должно быть ложным. Этот закон также можно считать методом решения подобных заданий.
Возьмём ещё один пример.
Верны ли следующие суждения о недостатках рыночной системы:
А. Безработица – естественный спутник рыночной экономики.
Б. В условиях рынка не гарантировано право на труд.
Здесь приведены эквивалентные суждения, т.е. в них в разной форме выражена одна и та же мысль.
В случае эквивалентных суждений, согласно логическому закону тождества, оба они либо истинны, либо ложны. Помечаем метод – закон тождества.
Бегло мы завершили рассмотрение видов тестовых заданий. Но к названным методам решения этих заданий следует добавить
метод аналогии, а также метод по установлению.
В тех случаях, когда президент РФ не может выполнять свои обязательства, их временно исполняет

1.председатель правительства
2.лидер партии, имеющий большинство в ГД
3.председатель Конституционного суда
4.вице – президент.
(Конституция РФ, ст.92, п.3.) Метод – по установлению.
Таким образом, мы рассмотрели следующие основные методы выполнения тестовых заданий по обществознанию. Вынесенных на ЕГЭ:
• по определению признака предмета
• метод исключения
• метод сравнения
• методы анализа и синтеза
• метод противоречия
• метод аналогии
• по установлению

И в заключение попытаемся сформулировать рекомендации для обучающихся по решению тестовых заданий.
1.Внимательно прочитай вопрос. Постарайся понять его суть. Переведи задание на понятный тебе язык, перефразируй чужую мысль. При необходимости разбей вопрос на части. Вдумчиво ознакомься с каждым предложенным вариантом ответа и выбери правильный ответ, исходя из пройденной программы и действующего законодательства.
2.Если для ответа пригодны два и более варианта, укажи тот, который наиболее точно подходит по смыслу.
3. Для эффективной подготовки к экзаменам стремись не просто выбрать правильный ответ, а старайся доказать его правильность ссылками на закон или учебник.
4. Если ты не уверен в правильности ответа, рассуждай логически, выбирай наиболее подходящий по твоему мнению вариант. Для начисления баллов компьютеру безразлично, ответили ли вы в результате логических умозаключений,
отличной подготовки или угадали ответ случайно, поэтому не оставляйте ни один тест без ответа. (Метод «тыка»).
5. Постоянно занимайся самообразованием, как можно больше читай обществоведческую литературу, серьезные периодические издания, следи за новостями в политике, экономике, в социальной сфере и изменениях в законодательстве РФ.
6. Не пренебрегай имеющимися в твоем распоряжении учебниками, сборниками тестов и другими пособиями.

Категория: Статьи | Добавил: stdubovoe (31.01.2009)
Просмотров: 4543 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]