Пятница
17.05.2024
10:53
Категории каталога
Статьи [6]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 31
МОУ СОШ с.Старое Дубовое
Главная » Статьи » Статьи

Изучение Великой Отечественной Войны с включением регионального компонента
Дерево сильно корнями, а человек – памятью. Памятью о своих предках, памятью о прошлом односельчан, своего народа, своей страны.
И пусть жизнь всё стремительнее движется вперёд, мы же всё чаще обращаемся к годам минувшим, стараясь подробнее узнать историю своего края. Медлить нельзя: в суматохе дней уходят от нас старожилы – участники многих значительных событий, теряются предметы старины – молчаливые свидетели истории.
В последние годы резко изменились нравственные, идейные ориентиры нашего общества. Происходит переоценка фактов, лиц, истории. То, чему десятилетиями поклонялись, на примерах кого и чего воспитывали, к чему стремились и во что верили, отброшено, пожалуй, безвозвратно.
В какой-то мере образовавшийся вакуум может заполнить краеведческая работа и, в первую очередь, историческое краеведение, которое, по словам
А. Д. Пряхина, должно «расчистить родники исторической памяти, пробудить в каждом из нас ощущение неразрывности прошлого, настоящего и будущего, чувство долга перед прошлыми поколениями и ответственность за будущее».
Время всё расставит по своим местам. Истина же в том, что простой труженик, рядовой солдат достойны памяти и уважения. Их служение Родине, умение трудиться, самоотдача должны являться образцом для молодого поколения.
Нашему школьному историко-краеведческому объединению «ИстоК» более 20 лет. За эти годы мы многое успели сделать. Итогом работы стало создание музея «История села Старое Дубовое» (Свидетельство №8091, 2002г.).
У нас накоплен интересный материал по направлениям: «Из истории села», «Народные промыслы родного села», «История школы», «Фольклор» и др.
В данном сообщении остановлюсь подробнее на том, какие материалы музея и как мы используем при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».
Из нашего села на фронт ушли более двухсот жителей. 86 погибших воинов – уроженцев села числилось в архиве военкомата. В результате поиска «Истока» список был дополнен до 137.
В своё время члены кружка составили подробные анкеты на большинство погибших и на их основе написали сочинения «Слава Вам, смерть победившие!». Им же посвящена экспозиция «Защитники Отечества – наши земляки», красиво оформленная самими школьниками.
Изучая военные годы, я стараюсь больше внимания уделять Солдату – основной фигуре войны. Это он был под огнём, шёл в атаку в неравном бою, именно он одержал Великую победу. Рассказывая об обороне Севастополя и Одессы, обязательно использую воспоминания Соколова Н. А.об этих событиях.
При изучении Сталинградской битвы описываю участие в ней наших односельчан Грибанова М. М. и
Тишкова Т. С.
Двадцать лет назад в нашем селе проживало 66 участников войны. Сейчас их только восемь. Члены кружка успели записать воспоминания многих участников Великой Отечественной – наших земляков. Так получились солдатские мемуары под общим заголовком «Солдаты славы не искали».
Используя учебные пособия, периодические издания, мы собрали материал по теме «Бои на липецкой земле в 1941-1943 гг.». Наша статья под таким названием была опубликована в районной газете «Донские вести».
Потом мы обратились к событиям начала войны в нашем селе. В наших лесах был расположен 465-й стрелковый полк, концентрировались танковые части Красной Армии, конница, артиллерия. Намечались тяжелейшие бои: немцы не должны были переправиться через реку Дон на левый берег. Более 50 землянок, рвов той поры сохранили свои очертания до наших дней. Местные жители копали траншеи, работали в поле под обстрелами с самолётов, снабжали красноармейцев продуктами.
Обо всём этом мы тоже написали статью «Село Старое Дубовое в годы войны». Она также используется на уроках в качестве раздаточного материала.
С большим интересом ежегодно учащиеся средних и старших классов отправляются в туристический поход по местам дислокации 465-го стрелкового полка. Протяженность маршрута 6 км. Во время похода мы встречаемся с участниками войны Брежневым А. А. и Плотниковой М. А.
А ветераны войны и труда Тишков В. С. и Тишкова М.Г. рассказывают расположившимся по краям землянок туристам о том, как были устроены эти самые землянки, как в них маскировалась артиллерия и как по ночам пушки перекатывались к Дону, чтобы избежать внезапного удара немцев. Как правило, самые яркие впечатления у ребят именно от этих встреч.
Данный маршрут мы представили к участию в областном конкурсе на лучшее туристское путешествие, посвященное 50-летию образования Липецкой области, и заняли второе место.
Последние три года маршрут действует как районный. Так прошлым летом он был в основе экспедиции «Военная история».
Материалы маршрута, сведения о 465 с.п. также используются на краеведческих занятиях. Экспонаты же музея – каски, гильзы, предметы солдатского обихода, собранные во время экспедиций, - помогают школьникам ощутить военную эпоху.
Конечно, победа ковалась не только на фронте. Поэтому мы решили написать биографические очерки о старожилах села. Так появился интересный сборник «Жизнь прожить – не поле перейти».
Лучший очерк «Три вечера у бабушки Поли», написанный Тишковой Ириной о стахановке Лазаревой П.Г., был отмечен премией и дипломом лауреата областного конкурса исследовательских работ учащихся «Салют
Победы». Нелёгкая жизнь Пелагеи Григорьевны как бы разделилась на три этапа: жизнь до войны, тяжёлые военные годы, непростая жизнь после войны.
Об этом очерк. Наряду с другими он был опубликован в серии очерков в местной многотиражке под нашей рубрикой «Люди российской деревни».
Несколько слов о том, как построена поисково-исследовательская работа в нашей, по всем меркам, средней малокомплектной школе.
Начинаем мы с составления подробных анкет. Потом следует индивидуальная, до мельчайших деталей консультация. Затем – сбор, запись материала и его совместная с учеником обработка.
Часто школьники выступают в качестве журналистов. Им надо получить информацию, уточнить отдельные факты, соотнести их хронологически. И в этом случае они уже становятся исследователями.
Так, в этом году нашему краеведческому объединению был передан материал Плотниковым А. М. о том, как он искал могилы своих отца и дяди, погибших на войне.
В папке было 44 документа: запросы, письма, архивные справки, телеграммы. Они лежали бессистемно. Кружковцы буквально загорелись желанием проследить путь поиска, который растянулся у нашего земляка на 14 лет.
Настойчивость Анатолия Михайловича послужила примером для школьников в преодолении трудностей. Судьба же односельчан, жизнь одного из которых оборвалась в 22 года, а другого – в 24, не могла оставить их равнодушными, как и судьба самого Анатолия Михайловича, который из-за войны так ни разу не увидел отца и только, став взрослым, разыскал его захоронение в братской могиле г. Керчи.
Данную работу мы представляли на областной краеведческой конференции.
Ценные документы получены нами в ходе переписки с Центральным архивом МО РФ.
Несколько лет мы пытались подтвердить, что наш земляк И. В. Алехин является кавалером ордена Славы трёх степеней. На наши запросы не было положительных ответов. И вдруг на очередную просьбу нам пришёл пакет с подробным описанием подвигов старшины Алёхина и ксерокопиями наградных листов. Своей радостью мы поделились через газету, а в районе стало на одного полного кавалера ордена Славы больше.
Архивные материалы есть у нас и на других участников войны.
Следует отметить, что любая поисково–исследовательская работа учащихся должна поощрятся, будь это опубликование материала в газете, выдвижение на районную краеведческую конференцию или экскурсионная поездка в города – герои Москву, Волгоград. И, конечно, весь материал передаётся на хранение в музей. В этом случае поддерживается интерес ученика к краеведческой работе. Он имеет возможность почувствовать общественную значимость своего труда.
В государственном стандарте по истории России на изучение Второй мировой войны, включая Великую Отечественную войну, отводится до 10 часов. Включить в тематическое планирование региональный компонент крайне сложно. Однако стандартом предусмотрено изучение особой содержательной линии «История родного края» (35 часов).
В комментариях к федеральному базисному плану рассматриваются две возможные модели построения такого курса: либо как интегрированный учебный курс «Краеведение» с 6 по 9 класс, либо как краеведческий модуль в курсе истории в 9 классе.
Если курс изучается как интегрированный, то его необходимо скоординировать с основным курсом истории и изучать по трём ступеням:
1. «История родного края с древнейших времён до конца 18 века (6 -7 кл.);
2. «История родного края в 18 – начале 20 века (8 кл.);
3.«История родного края в 20 веке» (9 кл.).
Если же курс изучается как модульный в 9 классе, то следует обратить внимание на изучение самых сложных проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Нами выбран второй вариант. Здесь как раз есть возможность изучить события войны на территории Липецкой области более подробно.
Но одновременно в этом году мы составили программу «История нашего региона» (140 часов) со сроком реализации три года в системе дополнительного образования. На изучение Липецкого края в годы войны, включая события района, в нём выделено 18 часов.
Таким образом, главная проблема перед нами не в нехватке часов, а в рациональном распределении времени. Необходимо органическое включение регионального компонента в общее изучение темы. Оптимальное решение этой проблемы подскажет время.
Если изучению регионального компонента уделять должное внимание, то история края станет более конкретной, осязаемой.
Постепенно к ученикам приходит осознание правоты высказывания:
«История страны – как море, в которое впадают тысячи рек – малые истории краев, городов, сёл». Становится более понятно, что история их малой Родины – частичка истории всей России.
Категория: Статьи | Добавил: stdubovoe (31.01.2009)
Просмотров: 931 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]